На главную

   стр.3

В предвоенные годы в Николаеве много внимания уделялось жилищному строительству, развитию транспорта, водоснабжения, благоустройству улиц, парков и скверов. В городе работали русский драматический театр и театр юного зрителя, оркестр народных инструментов и хоровая капелла. В городе издавались две газеты "Бiльшовицький шлях" и "Южная правда". В первые же дни Великой Отечественной войны Николаев подвергся вражеским бомбардировкам. Тысячи местных жителей шли на фронт и вступали в народное ополчение. Из жителей города-добровольцев было создано и отправлено на фронт 33 истребительных батальона. В сложных условиях военного времени началась эвакуация промышленных предприятий. Десятки тысяч николаевцев - квалифицированных специалистов вместе с оборудованием своих предприятий были эвакуированы в глубокий тыл (Туапсе, Поти, Астрахань, Поволжье, Урал и Сибирь) и быстро наладили выпуск продукции для фронта. 16 август 1941 г. гитлеровские войска вошли в Николаев. Почти три года наш город был оккупирован захватчиками. Но ни один корабль не сошел за это время с николаевских стапелей. Героически боролись с врагом подпольщики, диверсионные и разведывательные отряды. Весной 1944 г. начались ожесточенные бои за освобождение Николаева. Гитлеровские войска получили приказ любой ценой удержать линию обороны по Южному Бугу, но 28 марта в результате решительного штурма и обходного маневра с флангов войска III Украинского фронта овладели городом. Отступая фашисты хотели взорвать порт и элеватор. Помешать этому, отвлечь на себя часть вражеских войск - такое задание получил отряд старшего лейтенанта К.Ф.Ольшанского. Под покровом ночи отряд занял оборону у элеватора. Утром фашисты обнаружили десант и завязался неравный бой. Отряд задачу выполнил, большинство моряков-десантников пало смертью храбрых, но город был спасен от полного разорения. Впервые в истории Великой Отечественной все 68 участников одной операции были удостоены звания Героя Советского Союза.
Город
Еще дымились подорванные и подожженные фашистами предприятия и улицы Николаева, а люди уже брались за его восстановление. Тысячи эвакуированных возвращались в родные места. За годы оккупации и отступления немецко-фашистские захватчики полностью уничтожили промышленность города, превратили в развалины социально-культурные учреждение, разрушили множество жилых домов. В восстановлении хозяйства области и города помогала вся страна и уже к концу четвертой пятилетки, то есть всего через пять лет после окончания войны промышленность города достигла довоенного уровня, и начали уходить в далекие плавания николаевские суда. Сегодняшний Николаев - по-прежнему город корабелов, столица украинского судостроения. Усилиями трех гигантов - Черноморского судостроительного завода, завода им.61 Коммунара и завода "Океан" были построены крупнейшие в мире китобазы "Советская Украина" и "Советская Россия", уникальное научно-исследовательское судно "Академик Королев", сухогрузы и рефрижераторы, крейсеры и эсминцы, рудовозы и океанские суперлайнеры. Последней вершиной, гордостью николаевский корабелов были советские авианосцы "Киев", "Минск", "Новороссийск", "Баку", самый мощный корабль для ФМФ России - тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал флота Кузнецов". После распада Советского Союза и обретения Украиной государственной независимости наш город столкнулся с трудностями преодоления кризиса экономики города, вызванного ее монопрофильностью, базирующейся только на судостроении. Город настойчиво ищет и находит пути своего возрождения в новых делах, профессиях и развивающемся предпринимательстве. Судостроение - традиционно ведущая отрасль нашей промышленности - до 50% объемов продукции украинского судостроения обеспечивают предприятия Николаева. Кроме того, Николаев производит 90% газовых турбин, которые выпускает НПО "Машпроект" и ПО "Заря", а также обеспечивает добычу 80% объемов глинозема - сырья для производства алюминия, выпускаемого Николаевским глиноземным заводом. Славятся в Украине и за ее пределами продукция николаевских пивоваров (АО "Янтарь"), швейников (АО "Эвис"), трикотажников (АО "Аура"), молочников ("Бенье-Украина") и мороженщиков ("Фрост").
Центр города
Николаев - крупный железнодорожный узел, здесь расположены три морских и речной порты, один из крупнейших на юге Украины международный аэропорт. Сегодня в городе более пятидесяти школ, Украинский морской технический Университет и сельскохозяйственная академия, университет им. Петра Могилы, педагогический университет, филиалы крупнейших вузов Украины и СНГ, сеть других учебных заведений. В городе работают три театра, музеи. Возрождается и архитектура города, реставрируются старинные здания центра, появляются новые, отстраиваются соборы и церкви, растут торговые и спортивные комплексы, предприятия бытовых услуг. Население Николаева вновь начинает осознавать себя городской общиной. Николаевцы возродили исторический герб и флаг города, разрабатывается Устав города. Николаев - очень красивый город, омываемый с трех сторон водами Ингула и Южного Буга. Одна из характерных примет солнечного Николаева - обилие зелени. Городу к лицу и ослепительно белый наряд акаций, и яркие гроздья сирени, праздничное цветение каштанов, пышная зелень кленов, платанов, гигантских тополей, пышное цветение фруктовых садов. У нас много парков, скверов, бульваров, старейший на Украине зоопарк - гордость николаевцев и прекрасный детский городок "Сказка". Вступивший в третье столетие своей истории Николаев сегодня молод, он полон надежд и планов на будущее. Город настойчиво ищет пути выживания и возрождения в новых экономических и политических условиях, он верит в свою судьбу, и каждый день николаевцы, достойные своих предков, пишут продолжение его истории.

Hosted by uCoz