стр.3
В предвоенные годы в Николаеве много
внимания уделялось жилищному строительству, развитию транспорта, водоснабжения,
благоустройству улиц, парков и скверов. В городе работали русский драматический
театр и театр юного зрителя, оркестр народных инструментов и хоровая капелла.
В городе издавались две газеты "Бiльшовицький шлях" и "Южная правда". В первые
же дни Великой Отечественной войны Николаев подвергся вражеским бомбардировкам.
Тысячи местных жителей шли на фронт и вступали в народное ополчение. Из жителей
города-добровольцев было создано и отправлено на фронт 33 истребительных батальона.
В сложных условиях военного времени началась эвакуация промышленных предприятий.
Десятки тысяч николаевцев - квалифицированных специалистов вместе с оборудованием
своих предприятий были эвакуированы в глубокий тыл (Туапсе, Поти, Астрахань, Поволжье,
Урал и Сибирь) и быстро наладили выпуск продукции для фронта. 16 август 1941 г.
гитлеровские войска вошли в Николаев. Почти три года наш город был оккупирован
захватчиками. Но ни один корабль не сошел за это время с николаевских стапелей.
Героически боролись с врагом подпольщики, диверсионные и разведывательные отряды.
Весной 1944 г. начались ожесточенные бои за освобождение Николаева. Гитлеровские
войска получили приказ любой ценой удержать линию обороны по Южному Бугу, но 28
марта в результате решительного штурма и обходного маневра с флангов войска III
Украинского фронта овладели городом. Отступая фашисты хотели взорвать порт и элеватор.
Помешать этому, отвлечь на себя часть вражеских войск - такое задание получил
отряд старшего лейтенанта К.Ф.Ольшанского. Под покровом ночи отряд занял оборону
у элеватора. Утром фашисты обнаружили десант и завязался неравный бой. Отряд задачу
выполнил, большинство моряков-десантников пало смертью храбрых, но город был спасен
от полного разорения. Впервые в истории Великой Отечественной все 68 участников
одной операции были удостоены звания Героя Советского Союза.
 |
Город
|
Еще дымились подорванные и подожженные
фашистами предприятия и улицы Николаева, а люди уже брались за его восстановление.
Тысячи эвакуированных возвращались в родные места. За годы оккупации и отступления
немецко-фашистские захватчики полностью уничтожили промышленность города, превратили
в развалины социально-культурные учреждение, разрушили множество жилых домов.
В восстановлении хозяйства области и города помогала вся страна и уже к концу
четвертой пятилетки, то есть всего через пять лет после окончания войны промышленность
города достигла довоенного уровня, и начали уходить в далекие плавания николаевские
суда. Сегодняшний Николаев - по-прежнему город корабелов, столица украинского
судостроения. Усилиями трех гигантов - Черноморского судостроительного завода,
завода им.61 Коммунара и завода "Океан" были построены крупнейшие в мире китобазы
"Советская Украина" и "Советская Россия", уникальное научно-исследовательское
судно "Академик Королев", сухогрузы и рефрижераторы, крейсеры и эсминцы, рудовозы
и океанские суперлайнеры. Последней вершиной, гордостью николаевский корабелов
были советские авианосцы "Киев", "Минск", "Новороссийск", "Баку", самый мощный
корабль для ФМФ России - тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал флота Кузнецов".
После распада Советского Союза и обретения Украиной государственной независимости
наш город столкнулся с трудностями преодоления кризиса экономики города, вызванного
ее монопрофильностью, базирующейся только на судостроении. Город настойчиво ищет
и находит пути своего возрождения в новых делах, профессиях и развивающемся предпринимательстве.
Судостроение - традиционно ведущая отрасль нашей промышленности - до 50% объемов
продукции украинского судостроения обеспечивают предприятия Николаева. Кроме того,
Николаев производит 90% газовых турбин, которые выпускает НПО "Машпроект" и ПО
"Заря", а также обеспечивает добычу 80% объемов глинозема - сырья для производства
алюминия, выпускаемого Николаевским глиноземным заводом. Славятся в Украине и
за ее пределами продукция николаевских пивоваров (АО "Янтарь"), швейников (АО
"Эвис"), трикотажников (АО "Аура"), молочников ("Бенье-Украина") и мороженщиков
("Фрост").
 |
Центр
города
|
Николаев - крупный железнодорожный
узел, здесь расположены три морских и речной порты, один из крупнейших на юге
Украины международный аэропорт. Сегодня в городе более пятидесяти школ, Украинский
морской технический Университет и сельскохозяйственная академия, университет им.
Петра Могилы, педагогический университет, филиалы крупнейших вузов Украины и СНГ,
сеть других учебных заведений. В городе работают три театра, музеи. Возрождается
и архитектура города, реставрируются старинные здания центра, появляются новые,
отстраиваются соборы и церкви, растут торговые и спортивные комплексы, предприятия
бытовых услуг. Население Николаева вновь начинает осознавать себя городской общиной.
Николаевцы возродили исторический герб и флаг города, разрабатывается Устав города.
Николаев - очень красивый город, омываемый с трех сторон водами Ингула и Южного
Буга. Одна из характерных примет солнечного Николаева - обилие зелени. Городу
к лицу и ослепительно белый наряд акаций, и яркие гроздья сирени, праздничное
цветение каштанов, пышная зелень кленов, платанов, гигантских тополей, пышное
цветение фруктовых садов. У нас много парков, скверов, бульваров, старейший на
Украине зоопарк - гордость николаевцев и прекрасный детский городок "Сказка".
Вступивший в третье столетие своей истории Николаев сегодня молод, он полон надежд
и планов на будущее. Город настойчиво ищет пути выживания и возрождения в новых
экономических и политических условиях, он верит в свою судьбу, и каждый день николаевцы,
достойные своих предков, пишут продолжение его истории.
