стр.2
Ф.Ф.Ушаков неоднократно бывал в Николаеве
на верфи и в своем рапорте Г.А. Потемкину дал высокую оценку работе николаевским
корабелам. В знак благодарности городу корабелов дел мастерам Ф.Ф.Ушаков передал
из Севастополя первые саженцы белой акации и кустарников для украшения молодого
города. В 1794 году из Херсона в Николаев было переведено Черноморское адмиралтейское
управление. На многие годы Николаев становиться базой судостроения на юге. Здесь
поселяются и корабелы, и моряки, и строители. Наш город провожал в плавания выдающихся
флотоводцев Ф.Ф.Ушакова, П.С.Нахимова, В.А.Корнилова, Ф.Ф.Беллинсгаузена, Г.И.Бутакова,
М.П.Лазарева, А.С.Грейга. В биографии молодого города нашли отражение многие исторические
события. Яркой страницей в историю города вошли события, связанные с Отечественной
войной 1812 г. Массовый героизм народа в борьбе с наполеоновскими полчищами нашел
широкий патриотический отклик у николаевцев. В 1812 г. из матросов Николаева и
Севастополя был сформирован 75-й корабельный экипаж. Высадившись в устье Дуная,
экипаж влился в армию Чичагова, участвовал во многих боях и взятии Парижа. Активное
участие в войне принимали также эксадрон, сформированный из местных жителей, и
Бугское казачество.
 |
Улица Соборная
|
Во время Крымской войны Николаев стал
главной тыловой базой Черноморского флота. Николаевское Адмиралтейство обеспечивало
флот и армию необходимым вооружением. Кроме того в Николаеве было сформировано
и отправлено в Крым четыре экипажа (до 4000 человек) из мастеровых, которые героически
сражались во время обороны Севастополя. Казармы, школы и даже частные дома оборудовались
под госпитали для раненых, эвакуировавшихся сюда из Севастополя. Чтобы предупредить
возможное вторжение в Николаев вражеских кораблей и войск, на дальних и ближних
подступах к городу силами солдат и мирного населения возводились укрепления, было
установлено 160 пушек. Когда русскими войсками был оставлен Севастополь, вражеские
корабли сделали несколько отчаянных попыток прорваться в Николаев, но каждый раз
получали решительный отпор. К столетию города его население уже выросло до 70
тысяч. В основном это были мастеровые верфей, ремесленники. Корабелы чаще всего
селились на улицах с соответствующими их профессиям названиями - Кузнечная, Котельная,
Конопатная, Инженерная…А морские чины и другой служивый люд - на улицах Адмиральской,
Артиллерийской, Большой Морской, Малой Морской, Наваринской. Шли годы, парусный
флот устаревал, ему на смену пришли суда с паровыми двигателями. В Николаеве стали
строиться новые верфи, возводились промышленные предприятия. В 1895-1897 г.г.
в Николаеве возникают судостроительный и механический заводы, которые в 1907г.
слились в один - "Наваль". В 1911г. на базе Адмиралтейства был создан завод Российского
судостроительного товарищества "Россуд". К крупным промышленным предприятиям дореволюционного
Николаева следует также отнести завод сельскохозяйственных машин братьев Донских,
чугунолитейный завод Петриковского, паровые мельницы. В 1962 году были открыты
морской торговый порт, таможня, иностранные консульства, разрешен вход иностранным
кораблям. Порт интенсивно рос и вскоре по грузообороту стал третьим по значению
после Петербурга и Одессы. В 1873 г. было открыто железнодорожное сообщение между
Николаевым и Харьковым. А в 1907 г. между Николаевым и Херсоном. В городе появились
первые конки.
 |
Центр
города
|
В конце XIX - начале XX столетия значительно
оживилась культурная жизнь города. В 1865 г. начала выходить газета "Николаевский
вестник", организуется общество морских врачей, городское собрание, отделение
Русского технического общества и общество николаевский лоцманов, утверждаются
мужская и женская гимназии. В 1881 г. был построен театр на 900 мест, в 1892 г.
открыта музыкальная школа, а в 1914 г. - художественный музей. На рейде только
что открытого яхт-клуба проходили гонки парусных спортивных судов. Под звуки духового
оркестра отчаливали небольшие пассажирские пароходы. Шумели балы в офицерских
собраниях… Бури истории не щадили Николаев. В 15 июня 1902 г. покинул гавань,
где он родился вошедший в историю как символ революционной борьбы один из самых
мощных кораблей Черноморского флота броненосец "Князь Потемкин Таврический", построенный
руками николаевских корабелов. В сборке судна участвовали матросы, будущие участники
восстания. Когда 14 июля 1905 г. мятежный броненосец поднял мятеж, рабочие Николаева
поддержали восставших моряков массовыми стачками. В октябрьские дни 1917 г. Николаев
называли "Красным Питером Украины" - так высок был здесь накал борьбы. Первая
мировая война, революции, австро-венгерская оккупация, кровопролитная гражданская
война…все это пережил наш город. В 1920 году здесь утвердилась советская власть.
После гражданской войны в условиях холода, голода, разрухи николаевцыы тяжело
поднимали из руин заводы и фабрики. За годы довоенных пятилеток город вырос в
промышленный центр с сорока предприятиями союзного и республиканского значения,
не считая стони предприятий местного значения. Эти предприятия производили более
1000 видов продукции.

