На главную

   стр.2

Ф.Ф.Ушаков неоднократно бывал в Николаеве на верфи и в своем рапорте Г.А. Потемкину дал высокую оценку работе николаевским корабелам. В знак благодарности городу корабелов дел мастерам Ф.Ф.Ушаков передал из Севастополя первые саженцы белой акации и кустарников для украшения молодого города. В 1794 году из Херсона в Николаев было переведено Черноморское адмиралтейское управление. На многие годы Николаев становиться базой судостроения на юге. Здесь поселяются и корабелы, и моряки, и строители. Наш город провожал в плавания выдающихся флотоводцев Ф.Ф.Ушакова, П.С.Нахимова, В.А.Корнилова, Ф.Ф.Беллинсгаузена, Г.И.Бутакова, М.П.Лазарева, А.С.Грейга. В биографии молодого города нашли отражение многие исторические события. Яркой страницей в историю города вошли события, связанные с Отечественной войной 1812 г. Массовый героизм народа в борьбе с наполеоновскими полчищами нашел широкий патриотический отклик у николаевцев. В 1812 г. из матросов Николаева и Севастополя был сформирован 75-й корабельный экипаж. Высадившись в устье Дуная, экипаж влился в армию Чичагова, участвовал во многих боях и взятии Парижа. Активное участие в войне принимали также эксадрон, сформированный из местных жителей, и Бугское казачество.
Улица Соборная
Во время Крымской войны Николаев стал главной тыловой базой Черноморского флота. Николаевское Адмиралтейство обеспечивало флот и армию необходимым вооружением. Кроме того в Николаеве было сформировано и отправлено в Крым четыре экипажа (до 4000 человек) из мастеровых, которые героически сражались во время обороны Севастополя. Казармы, школы и даже частные дома оборудовались под госпитали для раненых, эвакуировавшихся сюда из Севастополя. Чтобы предупредить возможное вторжение в Николаев вражеских кораблей и войск, на дальних и ближних подступах к городу силами солдат и мирного населения возводились укрепления, было установлено 160 пушек. Когда русскими войсками был оставлен Севастополь, вражеские корабли сделали несколько отчаянных попыток прорваться в Николаев, но каждый раз получали решительный отпор. К столетию города его население уже выросло до 70 тысяч. В основном это были мастеровые верфей, ремесленники. Корабелы чаще всего селились на улицах с соответствующими их профессиям названиями - Кузнечная, Котельная, Конопатная, Инженерная…А морские чины и другой служивый люд - на улицах Адмиральской, Артиллерийской, Большой Морской, Малой Морской, Наваринской. Шли годы, парусный флот устаревал, ему на смену пришли суда с паровыми двигателями. В Николаеве стали строиться новые верфи, возводились промышленные предприятия. В 1895-1897 г.г. в Николаеве возникают судостроительный и механический заводы, которые в 1907г. слились в один - "Наваль". В 1911г. на базе Адмиралтейства был создан завод Российского судостроительного товарищества "Россуд". К крупным промышленным предприятиям дореволюционного Николаева следует также отнести завод сельскохозяйственных машин братьев Донских, чугунолитейный завод Петриковского, паровые мельницы. В 1962 году были открыты морской торговый порт, таможня, иностранные консульства, разрешен вход иностранным кораблям. Порт интенсивно рос и вскоре по грузообороту стал третьим по значению после Петербурга и Одессы. В 1873 г. было открыто железнодорожное сообщение между Николаевым и Харьковым. А в 1907 г. между Николаевым и Херсоном. В городе появились первые конки.
Центр города
В конце XIX - начале XX столетия значительно оживилась культурная жизнь города. В 1865 г. начала выходить газета "Николаевский вестник", организуется общество морских врачей, городское собрание, отделение Русского технического общества и общество николаевский лоцманов, утверждаются мужская и женская гимназии. В 1881 г. был построен театр на 900 мест, в 1892 г. открыта музыкальная школа, а в 1914 г. - художественный музей. На рейде только что открытого яхт-клуба проходили гонки парусных спортивных судов. Под звуки духового оркестра отчаливали небольшие пассажирские пароходы. Шумели балы в офицерских собраниях… Бури истории не щадили Николаев. В 15 июня 1902 г. покинул гавань, где он родился вошедший в историю как символ революционной борьбы один из самых мощных кораблей Черноморского флота броненосец "Князь Потемкин Таврический", построенный руками николаевских корабелов. В сборке судна участвовали матросы, будущие участники восстания. Когда 14 июля 1905 г. мятежный броненосец поднял мятеж, рабочие Николаева поддержали восставших моряков массовыми стачками. В октябрьские дни 1917 г. Николаев называли "Красным Питером Украины" - так высок был здесь накал борьбы. Первая мировая война, революции, австро-венгерская оккупация, кровопролитная гражданская война…все это пережил наш город. В 1920 году здесь утвердилась советская власть. После гражданской войны в условиях холода, голода, разрухи николаевцыы тяжело поднимали из руин заводы и фабрики. За годы довоенных пятилеток город вырос в промышленный центр с сорока предприятиями союзного и республиканского значения, не считая стони предприятий местного значения. Эти предприятия производили более 1000 видов продукции.

Hosted by uCoz